Водные культы и празднование Ивана Купалы
В античных памятниках сравнительно часто упоминается о водных почитаниях язычников. В первую очередь – это жертвоприношения и молитвы у воды. Жертвенный дар возлагали на берегу, и по приданию его забирала боготворимая стихия. Отдельные древние памятники истолковывают, что представляла собой эта жертва (Например, «Слово Иоанна Златоуста о том, как поганые кланялись идолам»). Оказывается, в качестве жертвы была выбрана курица, которую топили в воде.
Древние славяне полагали, что вода – матушка всего живого. Они верили, что именно из воды был образован мир, вследствие этого боготворили её. Они заселяли озёра (реки) всевозможными божествами – водяными, русалками, морянами. В истории присутствует множество упоминаний о почитаниях берегинь (хранительница водных стихий). Например, в «Слове Иоанна Златоуста» повествуется о том, что славяне поклонялись «и речкам, и озерам, и ручейкам, и берегиням».
По легенде поклонение воде должно спасти русские земли от засухи и неурожаев. Во время поклонений славяне умывались водой, молились, приносили различные дары: цветы, куриц, различную пищу.
Для водных существ устраивали специальные праздники, которые проводили в начале и середине лета, дабы ещё больше задобрить их.
«Божественные» праздники проходили по старому стилю с 23 на 24 июня (в период летнего солнцестояния) возле прудов, рек, озёр во имя языческой богини Купалы. Изначально праздник назывался Купа, обозначая единение всего. Богиня по сказаниям представляла собой иву. Реже место ивы занимала кукла или девушка, которую называли купайлой.
Самым необычным и волнующим моментом в этот день было цветение папоротника, который зацветает лишь в эту ночь. Согласно многим поверьям, в момент его цветения, можно увидеть все клады мира, как бы глубоко они не были запрятаны.
Главным обрядом праздника считалось купание. Однако некоторые находили это занятие опасным, так как боялись именниника-водяного, который мог утопить любого неосторожного купальщика.
Во время праздника Купалы собиралось множество девушек и парней, которые складывали большие огнища, перепрыгивали через них. Считалось, кто выше подпрыгнет над костром – у того в жизни будет больше счастья. Так же поджигали кору берёзы, славяне верили, что вместе с сожженной корой уходят и все болезни. Молодые девушки пели песни вместе с юношами, плели венки из ромашек и других луговых цветов и пускали их во водной глади.
Все эти процедуры: песни, купание на заре, прыжки через костёр, хороводы вокруг костра – имели магическую природу. Славяне верили, что это очистит их тело и душу от грехов.
Водные культы и празднование Ивана Купалы ,
Комментариев пока нет. Будьте первым!